Рецензии

Рецензия от Лидии Масловой ("Коммерсантъ")

Последним фильмом этого года в нашем прокате оказалась "Ночь в музее" /Night at the Museum/ (2006), снятая, очевидно, по заказу американского министерства народного образования с целью привлечь внимание к нью-йоркскому музею естествознания как к аттракциону, в котором история каждую ночь оживает в буквальном смысле. С Новым годом музейных работников поздравляет Лидия Ъ-Маслова.

То, что по ночам, когда никто не видит, сходят со страниц персонажи библиотечных книг, вылезают из рам портреты в картинной галерее и разговаривают человеческими голосами звери в зоопарке, факт в литературе и искусстве давно известный, но все равно не дающий покоя кинематографистам. Вопрос лишь в том, как все обставить. К сожалению, режиссер "Ночи в музее" Шон Ливай слишком долго ходит вокруг да около и тратит лишнее время на прелиминарии, перед тем как перейти к бесчинствам, ради которых все мы в кинозале и собрались. Люди, пришедшие посмотреть на вылезающую из саркофага мумию фараона и говорящую статую Колумба, вынуждены сначала в качестве нагрузки терпеливо выслушать семейную историю героя Бена Стиллера, которого бывшая жена пилит за то, что у него каждые два месяца новая работа и новая квартира, а десятилетний сын уже встал на скользкую дорожку и намылился стать биржевым брокером, как новый отчим. Но даже и этих избыточных подробностей авторам картины кажется мало, и они вставляют до кучи эпизод на бирже труда, где старушку—приемщицу безработных играет мама Бена Стиллера (Энн Меара), если кому интересно, от кого родятся такие вундеркинды.

Но вот наконец формальности соблюдены, мотивировки обозначены, и персонаж Стиллера выходит на работу в музей, сменив на посту ночного сторожа сразу трех охранников пенсионного возраста; их играют три пожилых комика (Дик Ван Дайк, Микки Руни, Билл Коббс), каждый из которых дает изрядное количество очков вперед Бену Стиллеру, чья функция в этом фильме сводится в основном к беготне. Сначала он убегает от скелета тираннозавра, не догадываясь, что ископаемым движет всего лишь щенячья потребность поиграть, потом гоняется за обезьяной-капуцином, имеющей клептоманское обыкновение тырить у сторожей ключи, и наконец попадает в плен к крошечным фигуркам из диорамного зала, которые облепляют его, как лилипуты Гулливера, привязывают к земле нитками и запускают прямо ему в голову игрушечный поезд.

Лоб у героя оказывается непрошибаемым, и он, порвав путы, берет за шкирку двух предводителей враждующих человечков — ковбоя, которого играет Оуэн Уилсон, и императора Октавиана (Стив Куган). По-хорошему, конечно, оживающие каждую ночь ковбои должны драться стенка на стенку с индейцами, а не с римлянами, но авторы фильма вообще не слишком щепетильны в смысле историографической точности и снисходительны к главному герою, не знающему порядковый номер президента Тедди Рузвельта: не то 4-й, не то 26-й. Выполненный в натуральную величину восковой Рузвельт в исполнении Робина Уильямса воплощает в музее здравый смысл и хладнокровие, которое способна пошатнуть только знаменитая индейская следопытка Сакаведжия, выведшая к Тихому океану экспедицию Льюиса и Кларка.

Рузвельт — единственный экспонат сумасшедшего музея, способный к рефлексии и трезвому самоанализу, ни на секунду не забывающий, что он не настоящий президент, а муляж. "Я-то из воска, а вот вы из чего?" — спрашивает он в решительную минуту ночного сторожа, который затрудняется с ответом, так же как в начале растерялся перед вопросом сына: "А вдруг ты просто обычный человек, который должен ходить на работу?" Допустить столь ужасную мысль, глядя на Бена Стиллера, невозможно, особенно когда у него на груди рыдает предводитель гуннов Аттила, вспомнивший своего папу, тоже часто оставлявшего его одного дома,— вся эта педагогическая отцовская тематика к концу потихоньку отодвигает на второй план приключенческую составляющую и делает "Ночь в музее" незаменимым фильмом для приходящих "воскресных" отцов, не знающих, что бы такое еще придумать, чтобы понравиться своим детям и остаться для них ролевой моделью.